Четверг, 25.04.2024, 16:44

МБОУ "СОШ п. Садовый"

Меню сайта
Категории раздела
История школы [8]
Об истории школы
Ученику и учителю [2]
Материалы, ссылки, рефераты
Администрация и методические объединения учителей [9]
Документы школьных методических объединей
Воспитательная работа [1]
Материалы воспитательных систем школы
Родителям [3]
Материалы, информация дляродителей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям

Будущим первоклассникам.
«Дитя не только готовится к жизни, но уже живёт»
К. Д. Ушинский

CТУПЕНЬКИ ДЕТСТВА

ПРОГРАММА
для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста

Авторы:
д. п. н., проф. Н. М. Конышева; к.п.н., доц. О. И. Бадулина; к.п.н., доц. М. В. Зверева

Под ред. Н. М. Конышевой

Рекомендована Ученым советом Института педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Москва, 2009


Программа «Ступеньки детства» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет). Она может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними: в ДОУ, группах кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад (создаваемых на базе школ, внешкольных учреждений и пр.), а также в условиях домашнего воспитания; для каждой формы организации работы в программе приводятся варианты недельного планирования.
Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии ребенка: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для практической организации работы с дошкольниками. Все материалы прошли многолетнюю опытную проверку в различных регионах России, которая подтверждает их эффективность.



Концептуальные основы программы

Программа «Ступеньки детства» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет). Она может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними. При создании учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию данной программы, авторы делали основную установку на группы кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад. Эта форма работы с детьми дошкольного возраста получает всё более широкое распространение и нуждается в соответствующей организационно-методической поддержке. Помимо таких групп программа и учебно-методические материалы, обеспечивающие её реализацию, могут быть использованы в любых образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста и в условиях домашнего воспитания.
Основные концептуальные идеи программы выдвинуты и разработаны коллективом преподавателей кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Они являются результатом теоретического исследования, начатого в 1998 г., и последующей опытно-экспериментальной работы. Прежде всего выдвинутые теоретические и методические идеи проверялись разработчиками программы и учебно-методических материалов в опытной работе с детьми в условиях специально созданного при университете психолого-педагогического Центра «Развитие» (с 2000г.). Одновременно (с 2002г.) программа и УМК проходили широкую опытную проверку в дошкольных образовательных учреждениях России и получили положительную оценку со стороны педагогов и родителей.
Программа «Ступеньки детства» является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.
В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.
К настоящему времени накопилось достаточное количество научно-педагогического материала, а также реально существует обширная практика развивающего обучения, в том числе связанная с решением вопросов преемственности в работе образовательных учреждений. В результате весьма явственно обозначились общие тенденции в реализации этих социально и педагогически значимых проблем, многие из которых, к сожалению, неутешительны.
Старшие дошкольники, в соответствии с различными действующими программами, довольно много времени уделяют систематическим занятиям, что, однако, в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает ни реального развития, ни полноценной готовности к школьному обучению. Психологами, педагогами и медиками отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников в силу откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой без достаточного учёта природных законов развития ребенка. В результате фактически вместо полноценного развития и подготовки к школьному обучению многие дети на момент поступления в школу не только заметно снижают учебную мотивацию, но и в значительной степени истрачивают свои физические и психические ресурсы.
Зачастую практика такой форсированной подготовки к школе связывается с якобы постоянно усложняющимся содержанием школьного образования. Однако этот аргумент является ложным. Современное содержание начального образования (в рамках любой из действующих сегодня программ!) не требует от ребенка, поступающего в школу, и половины тех преждевременных знаний, которыми его зачастую «нагружают» в дошкольном возрасте.
Основные трудности в усвоении ребёнком программного содержания школьных предметов связаны отнюдь не с их объективной сложностью (она невелика), а именно с бедностью базового чувственного опыта, недостаточной развитостью психических процессов и способов учебной деятельности.
Таким образом, анализ опыта «развивающего обучения» как обучения «многознанию» и форсирования интеллектуального развития детей за счет преждевременного включения абстрактных форм познания подводит к выводу о несостоятельности такого подхода. Необходимо формирование принципиально нового общественного сознания в отношении к данной проблеме.
В целом наша программа не предполагает революционной перестройки сложившихся подходов к дошкольному образованию, основные изменения связаны с преодолением опасных тенденций именно последних десятилетий, но с учетом и с опорой на положительный опыт отечественной и зарубежной педагогики.
Соответственно этому предлагаемая нами система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает:
- мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний);
- интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.);
- деятельностную готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль);
- социально-личностную готовность (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).
Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе.
Есть и еще одна сторона в проблеме дошкольного воспитания – это развитие духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой его психического здоровья. В современных условиях данный вопрос имеет глобальное значение, и во многом именно его правильное решение определяет сохранение человека не только как духовного существа, но и как вида. Сегодня мы вынуждены вспомнить, что психическое здоровье нации зависит от психического здоровья каждого отдельного человека. А последнее, в свою очередь, представляет собой твердую систему высших нравственных ценностей (идей): идеи совести, долга, чести, жизни. В дошкольный период закладываются основы не только интеллекта, но в первую очередь именно нравственности, что мы предлагаем осуществлять без лозунгов, назиданий и каких-либо специальных занятий или тренингов, а исключительно через организацию жизни и деятельности детей и за счет определённой расстановки акцентов в содержании занятий. Подобный подход делает работу по духовно-нравственному развитию детей естественной, лишённой нарочитости и, главное, не утомительной для дошкольников.
Соответственно всему изложенному выше все компоненты программы «Ступеньки детства» приобретают специфическую окраску и иерархию приоритетов.


Принципы программы «Ступеньки детства»
1. Оптимальный учет функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка в организации различных видов деятельности.
2. Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счет оптимизации педагогического процесса.
3. Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.
4. Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.
5. Включение опыта ребенка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.
6. Приоритет самостоятельной деятельности ребенка в процессе обучения.
7. Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).
8. Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определенному учебно-методическому комплекту в школе.


Основные задачи программы «Ступеньки детства»
1. Укрепление психофизиологического здоровья детей, создание предпосылок к духовно-нравственному саморазвитию личности.
2. Развитие любознательности, стремления к расширению знаний.
3. Развитие инициативности, самостоятельности, активности.
4. Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и пр.).
5. Формирование приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль).
6. Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
7. Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять полноценное развитие ребенка с сохранением его физического и психического здоровья, в тесной взаимосвязи с естественными потребностями и законами.

Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного образования и школы
1. Психофизиологическое развитие (забота о сохранении здоровья, развитие функциональных возможностей организма, формирование представлений о здоровом образе жизни, привитие необходимых навыков и привычек, поддерживающих психофизиологическое развитие).
2. Духовно-нравственное развитие (формирование представлений о моральных ценностях, овладение морально-нравственными эталонами, воспитание нравственных чувств, воспитание внимательного и участливого отношения к окружающим).
3. Эмоционально-эстетическое развитие (воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование эстетических эталонов, развитие ассоциативно-образного мышления, интереса к творческой деятельности; овладение средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающему).
4. Социально-личностное развитие (воспитание культуры взаимодействия с окружающим миром, осознания себя как личности и индивидуальности).
5. Интеллектуально-познавательное развитие (развитие познавательного интереса, активности, эрудиции, психических процессов и умственных действий; формирование структуры учебной деятельности).
Все обозначенные линии или направления работы реализуются комплексно: во всех конкретных видах деятельности они проходят во взаимосвязи друг с другом. В первую очередь это обеспечивается специально разработанной системой учебных занятий, которые по своему содержанию соответствуют интересам, запросам и возможностям детей на каждой возрастной ступени. Помимо этого большое значение мы придаём организации повседневного общения, а также соответствующих видов свободной деятельности при проведении досуга.
Это означает, что мы не предполагаем каких-либо узконаправленных занятий с детьми по отдельным, локальным сферам их развития, какими бы важными эти сферы ни представлялись сами по себе. Например, в настоящее время появилось много специальных разработок, даже учебников по организации своеобразных практикумов, тренингов и т.п., нацеленных на развитие важнейших психических процессов (памяти, мышления, воображения и пр.) или ценных социально-личностных качеств (лидерства, коммуникативных умений и т.д.). Подобные практикумы и тренинги подчас включаются в качестве самостоятельных «развивающих» занятий (наряду с обычными, «традиционными») в планы работы начальных школ и даже ДОУ. Всё это многократно увеличивает риск психических и физических перегрузок для детей и приводит не к интенсивному развитию, а чаще всего к прямо противоположным результатам. Дело в том, что новые виды занятий неоправданно увеличивают нагрузки на ребёнка и чаще всего приводят к перегрузкам. Перегрузки же автоматически ведут к блокированию и эмоциональных, и мыслительных процессов – и в результате к торможению процесса общего развития.
Наиболее целесообразно опираться на классические положения педагогики и психологии, провозглашающие, с одной стороны, единство личности в процессе развития (личность не может развиваться по частям, а существует исключительно как целостное образование) и, с другой стороны, воспитательные и развивающие возможности целенаправленного обучения. Развивать ребёнка, так же как и воспитывать его, невозможно «на пустом месте». Эти процессы в любом случае строятся на каком-то содержательном материале (на новых знаниях или действиях или на переосмыслении уже имеющихся) и на том, как именно организуется деятельность по его усвоению.
Нет никакого сомнения, что правильно организованные обычные для детей виды деятельности (игры, общение и посильные занятия с педагогом) и являются оптимальным полем для их развития и воспитания. В этом смысле надо заметить: следует стремиться не к расширению списка разных по содержанию и форме занятий, а к тому, чтобы их небольшое число было использовано наилучшим образом.

Организация учебно-воспитательного процесса
Программа «Ступеньки детства» и учебно-дидактические материалы, созданные на ее основе, рассчитаны на определенную систему работы с детьми в течение года, которая была многократно проверена на практике. Мы рекомендуем щадящий режим занятий, который, тем не менее, обеспечивает достижение желаемого результата. В первоначально организованной опытной работе мы придерживались графика, который наблюдали в большинстве учреждений подобного профиля: занятия с детьми проводились в течение 5-ти дней в неделю, по 3 занятия ежедневно с перерывами между занятиями в 10-15 минут. Наблюдения и психологический мониторинг позволили нам сделать выводы, что подобный режим вызывает у детей повышенное утомление, и постепенно опытным путем мы определили иную организацию работы, которая себя вполне оправдала как с точки зрения общих результатов развития, так и в плане учебной мотивации у детей.
Примерная рекомендуемая продолжительность занятий - 7 месяцев (с октября по апрель включительно) с каникулами в январе и марте; всего 28 недель. Занятия в течение недели целесообразно распределить на 4 дня (с внутренним выходным днем в середине недели): понедельник, вторник, четверг, пятница. В каждый из этих дней имеет смысл проводить с детьми по два занятия продолжительностью не более 30 минут с внутренним перерывом 5 – 10 минут. Между занятиями рекомендуется получасовой перерыв, предназначенный для свободных игр, общения или занятий по интересам, которые совершенно необходимы для развития личности ребенка.
Таким образом, примерное число специальных занятий в неделю для групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, 8 часов (в году 224 часа), которые распределяются следующим образом:
- подготовка к чтению и письму – 2 часа (56 час. в год),
- математическая подготовка – 2 часа (56 час. в год),
- художественно-конструкторская деятельность – 2 часа (56 час. в год),
- знакомство с окружающим миром (включая валеологическое образование) – 2 часа (56 час. в год).
Знакомство с детской книгой и художественной литературой осуществляется вне рамок специальных занятий, в процессе чтения вслух, а также включается в другие виды занятий. Очень важная для дошкольников изобразительная деятельность включена в содержание всех обозначенных видов занятий, прежде всего в художественно-конструкторскую деятельность, а также в свободную деятельность по интересам детей – что наиболее отвечает природе изобразительной деятельности в дошкольный период.
Подобный режим занятий, по нашему мнению, является оптимальным, исключающим перегрузки и не нарушающим законов психофизиологического развития ребенка.
Что касается таких видов деятельности, как музыкальная деятельность, физическая культура и спорт, то, при их безусловной важности и необходимости для развития ребенка, в группах кратковременного пребывания по предшкольному образованию они в нашей программе не представлены. Для их организации (как и для дополнительных специальных занятий изобразительной деятельностью) в условиях подготовительных групп дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования могут быть использованы любые существующие программы и пособия. Предлагаемый нашей программой режим специальных занятий по подготовке детей к школе оставляет для этого самые широкие возможности, что можно видеть в помещенных ниже таблицах примерных недельных планов.

Примерный недельный план занятий по программе «Ступеньки детства» в группе кратковременного пребывания детей

№ Вид занятия Кол.зан.
1. Подготовка к чтению и письму 2
2. Художественно-конструкторская деятельность 2
3. Ознакомление с окружающим миром 2
4. Математическое развитие 2
Всего 8


Примерный недельный план занятий в подготовительной группе ДОУ с использованием программы и УМК «Ступеньки детства»

№ Вид занятия Кол.зан.
1.
1. Подготовка к чтению и письму 2
2. Художественно-конструкторская деятельность 2
3. Ознакомление с окружающим миром 2
4. Математическое развитие 2
5. Музыкальные занятия 2
6. Спортивные игры, физкультура 3
7. Изобразительная деятельность 2
Всего 15

Примерный недельный план занятий по программе «Ступеньки детства» в группе по подготовке детей к школе
(с посещением1-2 раза в неделю)

№ Вид занятия Кол.зан.
1. Подготовка к чтению и письму 1
2. Художественно-конструкторская деятельность 1
3. Ознакомление с окружающим миром 1
4. Математическое развитие 1
Всего 4

Возможность вариативного использования программы для различных образовательных систем обеспечивается вариативным содержанием изучаемого материала, что отражено в учебно-дидактических пособиях и методических материалах для педагогов.

Особенности методов, средств и форм организации деятельности дошкольников
В настоящее время приходится всё чаще сталкиваться с попытками противопоставления дошкольной и школьной образовательных ступеней по данному вопросу. «Защитники» своеобразия дошкольного образования высказываются в том смысле, что следует как можно меньше переносить «школьные» формы и виды работы в дошкольное детство, вплоть до полного отказа от сидения детей во время занятий за столами.
На наш взгляд, данный вопрос не представляет собой дискуссионной проблемы: его успешно разрешила и продолжает разрешать сама жизнь. Практика организации дошкольного и школьного образования, в том числе многочисленные эксперименты последних лет (иногда весьма экстравагантные) наглядно демонстрируют: эффективно лишь то, что согласуется с реальными требованиями жизни, запросами и возможностями ребёнка; всё, что насаждается искусственно, всё равно не приживается. В частности, бессмысленны дискуссии по поводу того, что должно быть «главным» в работе с дошкольниками: игра – основной «дошкольный» вид деятельности - или занятия, деятельность сугубо «школьная». Совершенно очевидно, что можно игру организовать формально, неинтересно и утомительно для детей, и можно проводить такие занятия, которые будут восприниматься ими с восторгом и без напряжения.
К числу таких же бессмысленных дискуссий, на наш взгляд, относятся вопросы о том, должны ли дети сидеть на занятиях за столами или просто в кружок на стульчиках, или лежать на ковре; правомерно ли им предлагать для упражнений специальные тетради, или это уже будет «тетрадная педагогика» (новый термин, введенный борцами за решительное и безоговорочное разделение дошкольных и школьных видов и форм деятельности). Достаточно вспомнить, что одним из важнейших видов развивающей деятельности - изобразительной деятельностью – дошкольники с увлечением занимаются уже с полутора лет. Рисовать же, лёжа на ковре или сидя в кружок на стульчиках, просто невозможно. С возрастом количество видов деятельности (в том числе свободной деятельности на досуге и многих игр), которыми ребёнку удобнее заниматься именно за столом, по нашим наблюдениям, заметно увеличивается. Увеличивается и желание работать с тетрадями, альбомами, специальными листами, на которых дети в свободное время с удовольствием что-то зарисовывают, закрашивают и т.п.
Таким образом, проблема заключается не в разделении «дошкольных» и «школьных» форм и видов работы с детьми, а в том, чтобы деятельность в любой её форме была целесообразной и увлекательной для ребенка.
В этом смысле мы обращаем внимание на следующие специфические черты используемых методов, средств и форм организации деятельности дошкольников.
Приоритет отдаётся наглядно-действенным и наглядно-образным формам познания над вербальными. Включение абстрактных форм познания осуществляется лишь по мере накопления достаточной базы чувственного опыта.
Приоритетное значение имеют также исследовательские методы, которые развивают любознательность и важнейшие психические функции ребенка. Они находят своё выражение в приёмах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании, в обобщении результатов наблюдений, в опоре на опыт ребенка, в соблюдении баланса между знанием и интуицией, в использовании дедуктивных и индуктивных рассуждений.
Активно используется и метод моделирования (предметные и графические модели и установление соответствия между ними), но лишь по мере накопления базового чувственного опыта.
Основными организационными формами являются: работа в группе, в парах, индивидуальная работа.
В качестве основных средств выступают: многофункциональные дидактические материалы с печатной основой для проведения дифференцированной работы и соответствующие им предметные средства, обеспечивающие полноценную реализацию этой работы, а также наглядные пособия.
Особенности содержания занятий с дошкольниками
Любая программа работы с детьми дошкольного возраста должна содержать в себе ответ на вопрос о предметном содержании их деятельности. По данному вопросу специалисты также высказывают две противоположные точки зрения. Одни утверждают, что занятия с дошкольниками (особенно старшего дошкольного возраста) должны учитывать наличие в школьных программах разделения на учебные предметы и быть максимально согласованы по содержанию с соответствующими предметами. По мнению других, этого следует избегать, ориентируясь лишь на «общее развитие» детей.
Для нас ни та, ни другая точка зрения не является бесспорной истиной. В нашей программе общая концепция реализуется через организацию различных видов деятельности детей:
- художественно-эстетическая деятельность;
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- свободная деятельность по интересам, творческий досуг.
Конкретное содержание обозначенных видов деятельности мы включили в систему, состоящую из отдельных предметных областей, специально выделенных для удобства организации целостного процесса обучения, воспитания и развития дошкольников.
Каждая предметная область разрабатывалась на основе собственного содержания, но с учётом охарактеризованных выше принципов, задач и линий преемственности в развитии ребенка. Эти области следующие: художественно-конструкторская деятельность, знакомство с окружающим миром, подготовка к чтению и письму, математическая подготовка, валеологическое образование детей. Помимо этого разработаны специальные игры и творческие занятия для свободной деятельности (самостоятельной или с педагогом).
Основным ориентиром при отборе предметного содержания учебно-воспитательной работы явились научные критерии нормативов возрастного развития, а также данные медицинских и психолого-педагогических исследований по вопросам развития детей и их здоровья в условиях специального обучения.
Учитывая то обстоятельство, что любое мышление может возникнуть лишь на базе живых чувственных представлений, на одно из первых мест мы ставим работу по сенсорному воспитанию детей, которая имеет место во всех предметных областях. Чем богаче запас «живого опыта», тем больше у ребенка возможностей для его полноценного анализа и для творчества в любой области. Все это отнюдь не ново и уже многократно отмечалось в трудах классиков отечественной педагогики и психологии, однако погоня за впечатляющими результатами «развивающего обучения» привела к весьма серьезным ограничениям в накоплении чувственного опыта, становление которого активно происходит именно в дошкольный период и, вопреки расхожему мнению, отнюдь не завершается к началу школьного обучения.
В соответствии с программой «Ступеньки детства» практически все занятия в каждой предметной области носят комплексный характер. Например, работая над одним и тем же заданием на занятиях по художественно-кострукторской деятельности, дети рисуют, раскрашивают, выполняют упражнения на развитие памяти, творческого воображения, мышления, самоконтроля, решают логические задачи (как в мысленной, так и в предметно-практической форме), слушают и повторяют стихи и загадки, а также выполняют специальные практические действия, направленные на развитие сложных функциональных возможностей организма (сгибают, вырезают бумагу или обрывают ее пальцами, склеивают, лепят и пр.).
Комплексный характер заданий позволяет:
1) за счет переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей (что могло бы привести к снижению учебно-познавательной мотивации и отрицательно влиять на здоровье);
2) повысить сознательность выполняемых видов работы (благодаря тому, что каждое задание рассматривается ребенком с разных сторон, с необходимой степенью подробности);
3) максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приемов умственной деятельности.
Одновременно содержание предлагаемых заданий предполагает и воспитательное воздействие на детей и направлено на развитие у них ценных качеств личности. Это достигается посредством специального включения в процесс занятий эмоционально-эстетического компонента (например, через привлечение к работе разнообразных объектов природы и их эмоциональную оценку), организации работы детей на основе личностно-деятельностного подхода и требований культуры труда.
Во всех предметных областях и на разных занятиях предусматривается также приучение ребенка к книге, развитие желания «общаться» с книгой, получать из нее информацию и размышлять над этой информацией.
Все наши учебно-дидактические материалы являются не формальными учебниками или тетрадями для занятий со скучным набором заданий, а чем-то вроде «книжек с картинками», напоминающими детям рассматривание детских книг вместе с родителями. Вопросы для обсуждения с детьми и задания в игровой форме облегчают их включение в занятия.
Например, страницы альбома «Школа здоровья для детей и их родителей» – это своеобразные экскурсии в школу здоровья доктора Айболита, куда вместе с детьми приходят любимые ими герои: обезьяна Чичи, собака Авва, попугай Каррудо, а также друзья Айболита Таня и Ваня. Иллюстрации представляют собой своеобразные комиксы, в которых герои общаются, задают вопросы, получают ответы. Подбор этих иллюстраций проводился с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Несмотря на то, что большинство детей 6 лет еще не умеют читать, у них большой популярностью пользуются детские журналы с комиксами. Прочитав их однажды вместе со взрослыми, ребенок зачастую пересматривает их несколько раз, вспоминая сюжет, с удовольствием выполняет задания.
Школа Айболита немного напоминает поликлинику, только кабинеты имеют здесь не номера, а названия: «Просвечивающий», «Кабинет орлиный глаз», «Зубоспасительный кабинет», «Кабинет тонких чувств»… Этот подход, кроме образовательной, имеет еще дополнительную пользу, так как будет уменьшать страх детей перед врачами и медицинскими процедурами. Таким образом мы рассчитываем повышать будущую медицинскую активность человека.
Работая с книгами и специальными тетрадями на разных занятиях, дошкольники подготавливаются и к овладению навыком чтения, но он может надежно формироваться только на фоне читательского интереса и общего развития познавательной деятельности. В противном случае обучение чтению из подготовки полноценного читателя превратилось бы в бессмысленное и утомительное для ребенка натаскивание, которое может навсегда отбить у него охоту к чтению.
Особенно важно отметить то, что программа "Ступеньки детства" не ставит специальную задачу обучения дошкольников чтению и письму. Однако понимание того, что чтение и письмо принадлежат к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляются при взаимодействии ряда специфических механизмов, обязывает педагогов и наставников развивать эти механизмы, организовывать комплексную системную работу по развитию у ребенка тех функций, которые характеризуют школьную зрелость.
Среди этих функций и механизмов решающую роль играют: зрительные, речедвигательные, речеслуховые, смысловые, механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации, комплекс лингвистических умений. Их своевременному развитию в период дошкольного детства мы придаём особое значение.
Программное содержание отражено в соответствующих учебно-дидактических материалах для детей и методических руководствах для педагогов, которые созданы с учётом основных положений программы «Ступеньки детства».
Программа обеспечена соответствующим комплектом пособий логико-математического содержания, материалов по ознакомлению с окружающим миром, по организации творческих занятий на базе художественно-конструкторской деятельности, лингвистических игр и упражнений, а также книг для чтения детям литературных произведений. Круг пособий специально ограничен, поскольку особое значение мы придаем не увеличению количества изолированных знаний, а их постоянному упорядочиванию, приведению в систему имеющегося у ребенка опыта.
Работа с детьми направлена преимущественно на всемерное расширение и обогащение их сенсорного и моторного опыта, поскольку «в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве». Все материалы максимально отвечают стремлению к активному движению, которое отличает детей этого возраста.
Вместе с тем для детей шестого и особенно седьмого годов жизни, наряду с дальнейшим развитием сенсорного и моторного опыта, особое значение приобретает подготовка к предметному обучению в школе (о важности которой упоминал еще Л.С. Выготский). С учетом этого основные акценты в содержании и методике работы на данной возрастной ступени перемещаются на формирование более общих представлений (относительно мира природы, общества, предметного мира, языка, мира величин и пр.).
Разрабатывая наши пособия, мы сознательно использовали максимально позитивный игровой вариант, облекая фактический материал в доступную, легко запоминающуюся форму.


Краткая характеристика основных предметных областей программы

1. «Подготовка к чтению и письму»
(56 часов)
1. Чтение. Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:
1) зрительный;
2) речедвигательный;
3) речеслуховой;
4) смысловой.
Учитывая эти особенности акта чтения, содержание данного курса направленно на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:
-развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта;
- развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий); работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами;
-знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);
- обогащение и активизация словаря и, что особенно важно, работа над пониманием смысла слова.
Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения чтению. Используется позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на последующую букву. При этом важной задачей является дифференциация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой - мягких и твёрдых согласных фонем.
2. Письмо. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.
Процесс письма - это синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном разделе программы решаются следующие задачи:
-повышение уровня наглядно-образного мышления детей;
-совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм;
-умение ориентироваться в пространстве листа;
- укрепление руки;
-улучшение координации движений;
- знакомство с гигиеническими правилами письма;
-формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов);
3. Общее развитие детей
Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразвивающий характер и способствует формированию предпосылок к учебной деятельности:
-развитие познавательных процессов;
-умение работать по инструкции;
-умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
-умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;
-развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез);
-развитие логического мышления;
-развитие любознательности;

4. Формирование представлений:
-виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо)
-алфавит
-гласные и согласные звуки
-ударение
-правила речи
-гигиенические правила письма;
-ребус;
-рифма.
2. «Математическая подготовка»
(56 часов)
Математическая подготовка детей к школе нацелена на формирование у них представлений о форме, размере и количестве.
1. Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов.
Сравнение и описание предметов по признакам (одинаковые - разные, похожи – отличаются). Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, ближе – дальше).
Выделение элементов в различных объектах, их сравнение, изменение. Составление фигур (рисунков) из их частей (вырезание частей, наклеивание их на образец)
Понимание слов «и», «или», «все», «каждый», «из них».
Понимание и конкретизация слов «слева», «справа», «между», «над», «под», «перед», «внутри», «снаружи» и других пространственных отношений.
2. Представление о количестве.
Числовые фигуры. Способ установления взаимно однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей (наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом другой совокупности, образование пар). Понимание количественных отношений: «больше», «меньше», «столько же» (не надо вводить знаки «больше», «меньше», «равно» и записывать неравенства и равенства!). Изменение количества (стало предметов «больше», «меньше» , «столько же»). Выполнение предметных действий с различными совокупностями.
Усвоение последовательности слов числительных, используемых для счета предметов. Упражнения в счете. Понимание взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры !). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками Например, число (количество предметов) «два» – цифрой 2.
3. Геометрические фигуры.
Узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Их расположение на плоскости. Конструирование предметных моделей и их соотнесение с рисунком. Выделение фигур на фоне различных линий (развитие пространственного воображения).
4. Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач).
5. Представления о последовательности событий (что сначала? что потом?).
В процессе формирования представлений необходимо целенаправленно формировать умения: описывать выполненные действия (рассказать, что делал и в какой последовательности), осуществлять деятельность, адекватную полученному заданию.
При составлении рабочей программы удобно ориентироваться на содержание пунктов в рабочих тетрадях и на номера указанных в каждом пункте заданий. Количество занятий может быть больше (но не меньше) количества пунктов (38), так как это зависит от состава детей, профессиональной компетентности педагога и от возможностей образовательного учреждения в организации и проведении занятий.

3. «Ознакомление с окружающим миром»
(56 часов)
Развитие, воспитание, образование – вот три линии, которые лежат в основе формирования у дошкольников представлений об окружающей их природе, предметном мире, социальном окружении.
Основными задачами воспитателя при этом становятся:
- организация восприятия детьми окружающего мира и сбор разнообразной информации через непосредственное наблюдение (внешний вид, строение тела, среда обитания, образ жизни, питание и др.);
- помощь детям в создании образного представления о наблюдаемом объекте через выделение признаков, свойств, назначения, функционирования и т. д.;
- подведение к обобщающему понятию (растение, гриб, животное и т. д.);
В процессе познания дети начинают осваивать и простое экспериментирование, которое тоже становится источником информации. С его помощью дети узнают свойства предметов и веществ (плавает, тонет, притягивается, пластичное, прозрачное, твёрдое, сыпучее).
При формировании образных представлений дети учатся описывать предметы и явления, называя их характерные признаки и свойства.
Основные представления, формируемые у дошкольников:
- о телах живой и неживой природы, о небесных телах, формах суши, водоёмах;
- о пространственно-временных отношениях в окружающем мире, о закономерности повторяемости явлений природы (смена дня и ночи, времён года);
- о погодных явлениях и сезонных изменениях, их влиянии на рост и развитие растений, животных, на человека;
- о сезонных явлениях в неживой и живой природе (положение Солнца, температура воздуха, состояние воды, изменение окраски, листопад, линька, спячка);
- о влиянии внешних условий на состояние и свойства веществ (сыпучесть сухого песка, пластичность мокрой глины, таяние льда и пр.);
- о красоте и многообразии растений, грибов, животных, об их росте, развитии и размножении, о взаимодействии живых существ в экосистемах;
- о своеобразии, неповторимости каждого живого существа, об условиях, необходимых для его существования (тепло, свет, влага, питание), о его образе жизни и приспособляемости к условиям среды обитания;
- о человеке как части живой природы, о его разумной деятельности по сохранению её красоты и гармонии, о возможных негативных последствиях его безответственной деятельности и не рациональном использовании её богатств;
- о разнообразии профессий людей, об экономике семьи, о доходах и расходах, о потребностях и желаниях, о необходимостях и излишествах;
- о гигиенических требованиях (правила ухода за телом и одеждой, инструментами и бытовой техникой и пр.);
- о здоровье человека и роли природных факторов для его сохранения, о здоровом образе жизни;
- об изделиях человека, их назначении, функционировании, правилах обращения;
- об уходе за растениями, животными, территорией жизни (комната, двор, участок, столовая и пр.);
- о безопасном и экологически грамотном, нравственном взаимодействии с окружающим миром природы и людей.
Развиваем при этом способности видеть красоту окружающей природы, её взаимосвязи, ранимость от природных стихий и деятельности человека. Воспитываем бережное и ответственное отношение к окружающему, объясняя безопасное, экологически грамотное и нравственное поведение в нём. Обогащая представления о предметном мире, мире природы и людей, развиваем умения наблюдать и выделять отличительные признаки предметов и явлений, из взаимосвязи и зависимости. При этом формируются и развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и классифицировать предметы и явления окружающего мира.
Основные виды познавательной деятельности, которые начинают осваивать дошкольники при формировании образных представлений об окружающем, следующие:
- непосредственное (и опосредованное) наблюдение внешних признаков, свойств предметов и явлений, очевидных связей и отношений между ними, с последующим сравнением, сопоставлением, выделением существенных признаков, выявлением причин и следствий;
- простое экспериментирование по исследованию свойств предметов и веществ;
- моделирование предметов и явлений окружающего мира, связей в живой и неживой природе;
- последовательная замена наблюдаемого предмета словом, образом, условным знаком;
- прогнозирование экологического неблагополучия в результате действия природных факторов и деятельности человека (засуха, гроза, загрязнение, осушение, свалка отходов);
- прогнозирование опасностей при несоблюдении правил поведения в природной и социальной среде;
- представление собранной информации через описание, рисунок, аппликацию, модель, сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
Выявление причин и следствий на основе наблюдений, попытка найти ответ на вопросы «Почему?», «Что будет, если...?», и другие побуждают ребёнка делать первые попытки анализировать и обобщать увиденное. При этом развиваются наблюдательность, внимание, мышление, воображение, творческие способности и другие качества личности. Длительные наблюдения (например, за ростом и развитием растения) позволяют формировать представления об изменчивости мира, о его взаимосвязях, о причинах и следствиях тех или иных предметов и явлений.
Таким образом, наблюдение и экспериментирование выступают как важнейшие способы познания мира. В них переплетаются разные формы мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Любознательность, радость «открытия», осознание своих исследовательских умений и другие интеллектуальные чувства вплетаются в процесс познания и активизируют его, что создаёт условия для формирования картины мира и основ мировоззрения в будущем.
Большое значение уделяется и моделированию предметов и явлений окружающего мира, как через простые предметные модели, так и через сюжетно-ролевые игры, драматизации (например, разыгрывание сценок из сказок Г. Андерсена, В. Бианки и др.) с использованием чувственного опыта ребёнка и наглядности.
На основе первичного различения предметов, моральных категорий у детей начинают возникать и первые общие представления о живом и неживом, природном и социальном, о плохом и хорошем, добре и зле, об ответственном и безответственном отношении, о нравственном и безнравственном поведении. У детей начинают формироваться основы экологической культуры взаимодействия с миром природы и людей. Особое внимание уделяется воспитанию уважительного, вежливого взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к нуждам других, желанию помочь, бережному отношению к растениям и животным.
Развивающая программа «Сохрани свое здоровье сам» является частью раздела «Ознакомление с окружающим миром» и нацелена на воспитание в детях активного и сознательного отношения к своему здоровью, формирование навыков здорового образа жизни. Программа обосновывает прививаемые дошкольникам гигиенические, здоровьесберегающие умения доступным для его возраста объемом знаний об устройстве и функционировании человеческого организма.
Рабочая тетрадь «Школа здоровья для детей и их родителей» напоминает «книжку с картинками», что облегчает ее восприятие. Каждое занятие посвящено определенной стороне жизнедеятельности организма и здоровьесбережения, например, значению чистоты и гигиенических правил для борьбы с опасными микробами, сохранению хорошего зрения и слуха, правильной осанки.
Мы предлагаем строить вступительную теоретическую часть к занятию в форме беседы, диалога, обсуждения, но никак не прочитанной лекции. Небольшой теоретический материал, предлагаемый к каждому занятию, педагог может изменить по своему усмотрению, что-то добавить или уменьшить в зависимости от особенностей детей.
Необходимо выделить время для закрепления практического гигиенического материала – различного вида гимнастики. Это является особенно важным, поскольку главной задачей курса является воспитание в детях привычек здорового образа жизни.
При обсуждении затрагиваемых тем рекомендуется постепенно вводить в словарный запас детей некоторые несложные биологические термины: сердце, мозг, желудок, витамины и т.д. Овладение этими понятиями не является, как уже говорилось выше, главной целью занятий. Однако, благодаря особой восприимчивости мозга ребенка в эти годы, в будущем, в школьный период они послужат своего рода центрами кристаллизации, вокруг которых будут накапливаться новые знания об организме и его здоровье, обеспечивая преемственность образования.
Навыки здорового образа жизни, которые были получены в дошкольные годы, сохранятся ребенком надолго, создавая запас прочности его организма на многие годы вперед.
Категория: Родителям | Добавил: cska_fan (05.04.2011)
Просмотров: 606 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: