Вторник, 23.04.2024, 18:39

МБОУ "СОШ п. Садовый"

Меню сайта
Категории раздела
История школы [8]
Об истории школы
Ученику и учителю [2]
Материалы, ссылки, рефераты
Администрация и методические объединения учителей [9]
Документы школьных методических объединей
Воспитательная работа [1]
Материалы воспитательных систем школы
Родителям [3]
Материалы, информация дляродителей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Администрация и методические объединения учителей

Программа развития МОУ "СОШ п. Садовый" (продолжение, часть2 )
Мы исходим из того, что сельская среда, близость к природе формируют определенный тип мышления. Внешняя среда более деструктивна по отношению к личности ученика, что не способствует формированию положительных качеств личности. Поэтому наша школа переходит в режим относительно автономного развития, формируя свою развивающую среду, которая становится неким идеалом для окружающего сельского социума. Приоритетность средового подхода в учебно-воспитательном процессе, работа школы в режиме саморазвития и самоорганизации позволяют сохранить в экстремальной ситуации социально-экономического кризиса общества творческий потенциал педагогического коллектива и традиции школы. Определяющее значение приобретают не внешние, неблагоприятные факторы, а внутренний потенциал школы. Такие концептуальные подходы позволяют малочисленной сельской школе, создающей воспитательную систему при широком и разностороннем взаимодействии с окружающей средой, быть относительно независимой от этой среды. Создание своей внутренней среды включает в себя: 1) активное привлечение школы и педагогов в широкую образовательную систему на уровне района, России; 2) внедрение инновационных процессов в учебно-воспитательную деятельность; 3) слияние урочной и внеурочной форм воспитания и обучения в единый учебно-воспитательный процесс. Все это помогает создать единый школьный коллектив. Внутренняя среда школы имеет определенную структуру: интерьер школы и учебных кабинетов, оформленный рационально и эстетично; класс-"дом" для учеников классного коллектива; воспитательные комплексы: музей, трудовой и спортивный, школьная территория (сад, огород и др.); режим работы школы, расписание учебно-воспитательного процесса, формы и типы уроков и внеклассных занятий, учебный план школы; годовой цикл творческих, событийных, общешкольных дел; ученические коллективы (школьный, классный), детские объединения (секции, кружки, творческое дело); учительский коллектив. Внешняя среда, как и внутренняя, имеет также структуру различной сложности: учреждения культуры и медицины села и района; культурные, образованные жители села; природная и культурная среда села, Переволоцкого района; учреждения образования, культуры и социальные институты района, области. В связи с этим учащиеся чувствуют себя не только жителями своего маленького села, но и гражданами большой России. Все это определяет жизнедеятельность школы, основанную на теоретической концепции, целевом управлении, направленном на предполагаемый результат и реализацию школой. Принципами научно-педагогической и практической основы развития школы являются: принцип гуманизации (предполагает утверждение непреходящих общечеловеческих ценностей, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие искусства, науки, культуры); принцип демократизации (предполагает выбор каждым ребен­ком своей траектории развития и участия в образовательном про­цессе); принцип дифференциации и индивидуализации образования (предполагает выявление и развитие склонностей, способностей в раз­личных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в со­ответствии со склонностями, возможностями и интересами); принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие творческих способностей детей как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе); принцип системности (предполагает преемственность знаний, связь пройденного и нового); принцип сотрудничества (предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых); принцип природосообразности (предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающих­ся при включении их в различные виды деятельности); принцип культуросообразности (предполагает ориентацию на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социума, адаптацию детей к современным условиям жизни общества); принцип социального взаимодействия и партнерства.
 
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Предложенные концептуальные идеи, ценности, принципы являются фундаментом для оптимального сочетания традиций, прошлого опыта деятельности с процессом системного преобразования образования учащихся. Следовательно, цель Программы - формирование культуры социально активной саморазвивающейся личности сельского школьника, готовой к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни в своём селе. Основная функция образовательной системы - создание условий для формирования и развития этой личности. Задачи: Добиться осознания социумом специфики сельской школы в системе образования, культуры, работы с молодежью села. Провести экспертизу всей деятельности коллектива школы, вычленить существенное, выстроить систему деятельности коллектива. 3. Обновлять содержание образования в соответствии с социальным заказом и спросом учащихся и их родителей. 4. Придать научно-исследовательскую ориентацию проектированию, организации образовательно-воспитательного процесса и осуществлению его контроля в школе. 5. Восстановить лучшие формы и методы учебно-воспитательной работы, способствующие укреплению здоровья и развитию в ребенке общечеловеческих ценностей, патриотизма, толерантности, образцов гражданского поведения. 6. Работать над установлением партнерских взаимоотношений между педагогами и учащимися, на основе которых должны лежать принципы уважения партнера и честного выполнения соглашения. 7. Обеспечить преемственность в работе с группами разных возрастов. 8. Изменить формы повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющиеся в школе, - обеспечить методическую и психологическую поддержку личностного роста участников образовательного процесса и создание необходимых условий их деятельности. 9. Разработать имиджевую политику школы. Активизировать социальное партнерство с семьей и общественностью села. 11. Совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности школы. 12. Расширить материально-техническую базу школы. Опираясь на специфические особенности сельской местности, влияющие на становление личности ребенка, цель образовательной системы мы представляем в виде общей модели личности выпускника сельской школы с определенными качествами в идеальном варианте. Модель личности позволяет определить и содержание образования. Каждая из представленных позиций модели выпускника школы предполагает наличие у юноши и девушки определенного уровня знаний, умений и навыков, сформированных качеств, привычек, что составляет основу культуры личности.
 
5. ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Проект 1. "Совершенствование системы управления школой и создание условий для реализации Программы"
 
Задачи
Приоритетные направления деятельности
Предполагаемый результат
 
I этап
 
1. Проанализировать и оценить реализуемые направления и технологии управления.
1. Проведение анализа состояния и проблем, действующих подсистем внутришкольного управления. 2. Создание банка данных по школе в т.ч.: - о состоянии УВП; - методической работы; - исполнения протоколов педсоветов; - кадров; - материально-технической базы; - связи с внешней средой; - состояния управленческой деятельности.
1. Выявлены проблемы в области управления развитием образования. 2. Начато формирование банка данных о состоянии образования в области: дидактики психологии, психологии, педагогики, методики, кадрового обеспечения и т.д. 3. Сформирован банк данных о деятельности школы.
2. Разработать систему управления развитием школой.
1. Ориентация участников образовательного процесса на конкретные результаты. 2. Создание механизмов горизонтальной координации связей. 3. Создание гибкой организационной структуры управления УВП. 5. Создание механизмов и технологий планирования инновационной деятельности.
1. Создана Программа развития школы. 2. Создана модель организационной структуры школы, работающей в режиме развития. 3. Определены роли всех участников образовательного процесса, их взаимоотношения. 4. Усовершенствована система планирования (направлена на решение определенных задач)
3. Развивать коллективные и коллегиальные начала управления и самоуправления с равноправным участием всех участников образовательного процесса.
1. Ориентация участников образовательного процесса на результат.
1. Активизирована работа педагогического совета. 2. Активизирована работа родительского комитета. 3. Создан попечительский совет. 4. Создан управляющий совет. 5. Активизирована работа женсовета. 6. Начали работать творческие группы.
4.Проанализировать, скорректировать деятельность коллектива в условиях внедрения Программы, наметить тактику и стратегию по совершенствованию технологии ее внедрения
1. Подготовка педагогического коллектива по переводу школы в режим реализации ПР. 2. Организация практических занятий по изучению пакета документов и научно-методической литературы.
Усовершенствование технологии внедрения Программы.
5. Создать условия для реализации программы: - нормативно-правовое обеспечение; -научно-методическое обеспечение моделирования и прогнозирования развития школы через психологическое обеспечение; - материально-техническое обеспечение образовательного процесса; - совершенствовать систему стимулирования всех участников образовательного процесса.
Приведение локальных актов в соответствие нормативно-правовой основе и соблюдение процедуры их утверждения. Прохождение аккредитации. Систематическое обновление лицензирования школы. Обновление фонда научно-методической и специальной литературы. Обсуждение вопросов материально-технического обеспечения реализации Программы Оснастить школу необходимым оборудованием, соответствующим СНИП и содержанию образовательных программ исходя из выделенных средств бюджетом. Разработка критериев оценки деятельности школы и педагогического состава. Системное отслеживание результатов учебно-воспитательного процесса.
Созданы условия для реализации ПР. Продумана система стимулирования педагогов.
 
II этап
 
1. Отследить степень выполнения программы развития и планов работы школы в соответствии со сроками выполнения целей и задач деятельности школы по отделам и направлениям.
1. Анализ степени выполнения Программы развития и планов работы школы на I этапе. 2. Определение целей и задач по дальнейшей реализации Программы развития. 3. Анализ эффективности внедряемого механизма управления школой.
1.Сформирован банк данных по направлениям деятельности школы. 2.Внедрена система мониторинга деятельности школы.
2. Совершенствовать механизм планирования и программирования образовательного процесса.
1. Внедрение новых подходов по планированию, программированию образовательного процесса.
1.Усовершенствована система планирования и программирования.
3. Создать творческие площадки по реализации программы развития школы
1. Создание творческих площадок. 2. Проведение научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов авторских программ.
1.Привлечение большого количества участников в научно-методическую работу. 2.Увеличение количества творческих микрогрупп. 3. Программы и технологии.
4. Обеспечить регулирование и коррекцию по всем направлениям деятельности школы, устранить негативные отклонения как в самом процессе, так и в работе его участников.
1. Обеспечение текущего контроля коррекции образовательной деятельности. 2. Совершенствование механизмов отслеживания результатов учебно-воспитательного процесса на основе критериев и показателей эффективности.
1.Усовершенствована система контроля по показателям деятельности школы.
 
III этап
 
1. Подвести итоги по реализации программы и степени выполнения ее цели и задач.
1. Мониторинг по всем видам деятельности школы. 2. Анализ степени реализации программы работы.
Разработана система мониторинга школы.
2. Обобщить опыт работы педагогов и администрации по основным видам деятельности и информационным процессам.
1. Проведение творческих лабораторий, научно-практической конференции. 2. Издание материалов по инновационным процессам и методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса.
Изданы научно-методические пособия из опыта реализации Программы развития школы.
3. Выявить причины и факторы нереализованных пунктов планов и Программы развития школы.
Установление причинно-следственных связей степени реализации Программы развития
1. Выявлены причины и факторы нереализованных пунктов Программы развития. 2. Намечены пути их устранения.
4. Прогнозировать дальнейшее развитие школы.
1. Разработка концепции будущего школы.
1. Концепция будущего школы.

 

Проект 2. "Обновление содержания и технологий образовательного процесса"
Задачи
Приоритетные направления деятельности
Предполагаемый результат
 
I этап
 
1. Пересмотреть содержание образовательных программ, привести в соответствие с современными требованиями педагогической теории и практики 2. Совершенствовать диагностическую деятельность в организации учебно-воспитательного процесса. 3. Разработать систему мониторинга школы. 4. Разработать тактику и стратегию внедрения нововведений в деятельность школы
Обновление прогностической модели выпускника школы. Разработка показателей и критериев оценки результатов обучения и личностных достижений учащихся. Проведение конкурса образовательных программ в ракурсе решения задач развития. Разработка методических рекомендаций для учителей по организации учебно-методической и научной работы в школе. Создание мониторинговой службы школы.
Результаты, показатели и критерии оценки достижений учащихся. Создан мониторинг по школе. Разработаны модели выпускников
 
II этап
 
1. Освоить и внедрить в образовательный процесс новые образовательные и социально-воспитательные технологии, обеспечивающие реализацию цели развития школы 2. Создать модернизированный учебно-воспитательный комплекс школы 3. Обеспечить реализацию основных видов образовательных услуг
Обеспечение научно-исследовательской ориентации образовательных программ. Совершенствование целевых программ "Одаренные дети", "Здоровье" Внедрение образовательных технологий и траекторий индивидуального обучения Совершенствование психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, развитие психических функций обучаемого. Проведение поэтапной компьютеризации всех уровней и ступеней образования, обеспечение школы вычислительной техникой и программами В Интернете создание своего сайта, создание частных методик преподавания и контроля знаний, учебно-методической видеопродукции, пересмотр имеющихся методических разработок и дидактического материала, корректировка с учетом регионального компонента. Планомерное обновление и перевод на современный уровень материально-технической и информационно-библиотечной базы учебного процесса. Расширение сети творческих объединений для старшеклассников. Совершенствование деятельности общественного объединения старшеклассников. Совершенствование традиций школы Увеличение охвата детей и подростков дополнительным образованием и досуговой деятельностью. Совершенствование профилактической работы по предупреждению негативных проявлений среди несовершеннолетней учащейся молодежи
Модернизирование УВК школы: -определены и внедрены новые виды образовательных услуг, в т.ч. платные -открыты новые объединения учащихся в соответствии с социальным заказом - - проведена информатизация образовательной системы Разработан и внедрен пакет инструментариев мониторинга школы.
 
III этап
 
1. Проанализировать и обобщить практику по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Подведение итогов мониторинга. Разработка методических рекомендаций по дальнейшей модернизации образовательного процесса.
Проанализированы достижения в учебно-воспитательном процессе. Разработаны методические рекомендации по модернизации образовательного процесса. Выявлены проблемы учебно-воспитательного процесса школы.
 
Проект 3. "Повышение профессиональной компетентности педагогов школы"
Задачи
 

Приоритетные направления деятельности

Предполагаемый результат

I этап

1. Выявить уровень профессиональной компетенции и методической подготовки учителей. 2. Продумать пути совершенствования профессиональной компетенции педагогов Разработка прогностической модели профессиональной компетенции учителей. Определение критериев результативности деятельности педагогов. Проведение мероприятий по выявлению уровня профессиональной компетентности педагогов Определение путей совершенствования профессиональной компетентности учителей Разработка Программы повышения профессиональной компетентности педагогов школы Разработана технология выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Намечены пути совершенствования ППК.
 

II этап

 
1. Внедрить обновленный механизм подготовки и переподготовки педагогических кадров для школы. 2. Совершенствовать деятельность методической службы школы Совершенствование деятельности Методического совета школы Создание творческих групп по проблемам образовательного процесса Привлечение учителей к НИР по проблемам обучения, воспитания и социализации. Организация опытно-педагогической и экспериментальной деятельности по научно-методической теме школы Организация и проведение педагогического чтения и научно-практической конференции по проблемам модернизации образования в условиях сельской школы Совершенствование системы самообразования. Разработка и внедрение механизма стимулирования инновационной деятельности учителей Проведено исследование по научно-методической теме.
 

III этап

 
1. Проанализировать эффективность внутреннего механизма повышения профессиональной компетентности педагогов
Обобщение опыта деятельности методической службы по реализации программы развития. Анализ и оценка уровня профессиональной компетентности педагогов. Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы повышения профессиональной компетентности педагогов. Выпущены методические пособия и рекомендации из опыта педагогов
 
Проект 4. "Социальное партнерство"
Задачи
Приоритетные направлен6ия деятельности
Предполагаемый результат
 
I этап
 
1.Проанализировать деятельность школы по взаимодействию с социальными институтами. 2. Проектировать дальнейшую интеграцию школы с другими социальными институтами.
Создание банка данных о социальных институтах села, района, региона. Создание системы взаимодействия школы с другими социальными институтами: − разработка целевых программ; − заключение договоров; − участие в реализации региональных и федеральных программ, конкурсах, смотрах и т.д. Проведения исследования потребности семей обучаемых в дополнительных образовательных услугах. Организация курса для педагогов и общественности "Социальное партнерство"
Разработка целевых комплексных программ с социальными институтами.
 
II этап
 
1. Отработать механизм системы взаимодействия с социальными институтами. 2. Внедрить совместные целевые комплексные программы.
Выборы руководящего органа - Координационного Совета организации партнерства школы и социума Объединение всех заинтересованных социальных партнеров для оптимизации деятельности школы; обучение команд школы и социальных партнеров работе в новых условиях Изменение деятельности администрации школы и педагогов для усиления общественно- культурной значимости школы Создание механизма "обратной связи" между школой и сообществом Создание позитивного имиджа и формирование общественного мнения о школе нового типа, разработка имиджевой политики школы Разработка программы "Школа-селу" Организация выборочного участия школы в предлагаемых учреждениями района и села мероприятиях. Совершенствование деятельности учителей по связям с общественностью села и района, изучению и формированию общественного мнения. Расширение сотрудничества школы со средствами массовой информации. Введение в систему отдыха учащихся школы в лагерях района через заключение договоров с предприятиями. Проведение работы по координации планов деятельности школы с военкоматом, РОО, управлением по делам молодежи и спорту. Совершенствование взаимодействия школы с молодежными и детскими общественными объединениями. Привлечение сельской молодежи к созданию социальных проектов Создание родительского клуба с целью педагогизации семьи, вовлечения родителей в разнообразную деятельность с учащимися в школе
Внедрен механизм интеграции школы с социальными институтами. Расширены связи с производственными структурами, социальными институтами села, района. Создано социально-образовательное пространство школы.
 
III этап
 
1.Проанализировать эффективность интеграции школы с социальными институтами.
Обобщение опыта школы по взаимодействию с социальными институтами. Определение эффективности целевых комплексных программ. Определение перспектив дальнейшего сотрудничества с другими социальными институтами.
Созданы традиции по сотрудничеству с ОУ и другими социальными институтами. Выпущен методический бюллетень по созданию социально-образовательного пространства.
 
(Продолжение в части 3)
Категория: Администрация и методические объединения учителей | Добавил: aif (30.11.2010)
Просмотров: 497 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0