Вторник, 20.02.2018, 16:42

МБОУ "СОШ п. Садовый"

Меню сайта
Категории раздела
История школы [8]
Об истории школы
Ученику и учителю [2]
Материалы, ссылки, рефераты
Администрация и методические объединения учителей [9]
Документы школьных методических объединей
Воспитательная работа [1]
Материалы воспитательных систем школы
Родителям [3]
Материалы, информация дляродителей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Администрация и методические объединения учителей

Программа развития МОУ "СОШ п. Садовый" (начало, часть 1)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы – Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Садовый Переволоцкого района» Назначение Программы - Программа развития является организационной основой образовательной политики в Садовой средней школе, которая определяет стратегию совершенствования системы образования на селе в соответствии с государственной политикой и обеспечивает удовлетворение потребностей сельского населения и социально-экономической сферы села в получении качественного образования. Программа разработана на основании Закона "Об образовании" и учитывает национальные, региональные, социально-экономические, экологические, демографические, культурные и другие особенности п. Садовый Переволоцкого района.
Дата утверждения Программы – ноябрь 2009 г.
Государственный заказчик - отдел образования Переволоцкого района. Исполнители и соисполнители – Садовая средняя общеобразовательная школа, социальные партнеры, взаимодействующие со школой.
 
Разделы Программы:
1. Паспорт Программы.
2. Пояснительная записка.
3. Концепция развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Садовый»
3.1. Основные достижения и проблемы учебно-воспитательной работы с учащимися
3.2. Концептуальные основания Программы
4. Цель и задачи Программы
5. Основные программные мероприятия
5.1. Проект 1. "Совершенствование системы управления МОУ «СОШ п. Садовый» и создание условий для реализации Программы".
5.2. Проект 2. "Обновление содержания и технологий образовательного процесса".
5.3. Проект 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов школы".
5.4. Проект 4. "Социальное партнерство"
6. Ожидаемые результаты.
7. Использованная литература
8. Приложения Сроки и этапы реализации Программы: 1-й этап - 2009-2010 гг. - подготовительный (разработка, принятие и внедрение Программы). 2-й этап - 2010-2011 гг. - основной (реализация Программы). 3-й этап - 2011-2012 гг. - заключительный (подведение итогов и анализ работы по реализации Программы).
Разработчик Программы – заместитель директор школы Беляков Владимир Анатольевич.
 
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе образования сельских учащихся накопилось много проблем. Они обусловлены причинами социально-экономического, демографического, профессионально-педагогического и др. характера. Существующие проблемы не позволяют педагогическим коллективам сельских школ обеспечивать высокий уровень качества образования, интеллектуального, психического и физического развития своих воспитанников, выполнять социальный заказ - готовить кадры для сельского хозяйства. В сложных условиях перехода к рынку особенно село попало в трудную ситуацию. Ориентация на конкурентоспособную личность - насущная потребность любой школы. Для сельской школы эта проблем стоит особенно остро. Сельский образ жизни сужает возможности для выполнения школьниками многообразных социальных проб, проигрывания различных социальных ролей. Это замедляет процесс социализации сельских школьников. Поэтому актуальность проблемы социализации и воспитания сельских школьников не вызывает сомнений. Специфика сельской школы находит свое проявление в организации учебного процесса, способах взаимодействия учащихся во внеурочное время, в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса. Федеральные программы развития системы образования России определяют для нас основные стратегические ориентиры. В частности, в них определено, что достижение нового качества обучения и воспитания должно быть сопряжено с максимальным обеспечением условий для развития духовности обучающихся, приобщением их к ценностям отечественной и мировой культуры, профессиональным и жизненным самоопределением, гражданским и нравственным самоосуществлением. Одна из главных проектных задач образования - формирование подрастающего поколения, которому предстоит жить в ХХ1 веке, через развитие индивидуальных способностей каждого и становление гражданских качеств личности, на базе интеграции социокультурного пространства. Это возможно при приведении всего образовательного процесса в определенную систему. Разработка и принятие Программы развития МОУ СОШ п. Садовый на 2009-2012 гг. (далее Программы) направлены на решение вышепоставленных задач. Программа определяет цель, задачи, основные направления и специфику развития образования детей в сельской школе, а также первоочередные меры для обеспечения реализации Программы. Программа предназначена: - для администрации и педагогов школы п. Садовый; - руководящих и педагогических кадров других образовательных и социокультурных учреждений и организаций, способствующих развитию образования в посёлке. В разработке Программы использованы идеи ведущих ученых и практиков: И. Богуславской, Харисов Т.Б., М. Гурьяновой, В. Караковского, Л. Новиковой, М.Поташника, З.Нигматова, В. Сухомлинского, С. Тазиева, Л. Фридмана, Ф. Харисова, Н. Щурковой, Д. Ягафаровой и др.
 
3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. САДОВЫЙ»
3.1. Основные достижения и проблемы учебно-воспитательной работы с учащимися Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, единственным духовным и культурным центром на селе. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития. Преимущества осуществления педагогической деятельности на селе характеризуются: - достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.; - близостью к природе, народным обычаям, традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов; - принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории нашего посёлка, постоянным общением с коллегами вне работы; - оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем. За последние годы наиболее важными достижениями педагогического коллектива школы являются следующие: Более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, национального, эстетического, трудового, физического потенциала. Происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач формирования и развития личности. С целью повышения уровня развития и саморазвития, обученности, воспитанности учащихся в системе учебно-воспитательного процесса были проведены следующие преобразования: личностно-ориентированного процесса обучения с учетом интересов, потребностей и возможностей развития личности; выявление детей, способных к изучению гуманитарных и точных наук на основе бесед с учителями начальных классов и тестирования. Эти меры способствовали повышению качества знаний по отдельным предметам. Центрообразующим направлением учебно-воспитательной работы стало внедрение предпрофильной подготовки в 9 классе, предусматривающей овладение учащимися основными понятиями информационной культуры современного общества. Работа по оптимизации урока, строящегося с учетом деятельностных методик преподавания (с ориентацией не на словесные, а на поисковые, творческие методы), работа в семинарах с небольшой группой учащихся снижает объем домашних заданий по многим дисциплинам. Домашние задания, контрольные работы сводятся к минимуму. Высвобождающееся время можно использовать на организацию индивидуальной работы с учащимися, на участие школьников в работе кружков и секций, во внеклассной работе. В старших классах складывается лекционно-семинарская система занятий по физике, химии, биологии, географии, литературе, которая отличается от занятий в вузах отсутствием " чистых" лекций (учитель работает с учетом психологических и возрастных особенностей учеников, продумывая методику активизации внимания класса). Важнейшими формами организации познавательной деятельности становятся наряду с фронтальными групповые, парные, индивидуальные формы работы. Школа расширяет единое образовательное пространство, увеличивая услуги дополнительного образования, имеет достаточную техническую базу для проведения внеурочной, внеклассной работы, обеспечена высоким уровнем кадрового потенциала по ключевым предмета учебного плана. Работа кружков проходит во второй половине дня. В школе работают предметные кружки, прикладного творчества, спортивно-оздоровительные. Дополнительное образование играет значительную роль в развитии способностей одаренных детей, организации отдыха, оздоровлении и занятости школьников. Результаты работы кружков, объединений отражаются на результатах районных предметных олимпиад, конкурсов, выставках. На профессиональном уровне проходят творческие отчеты педагогов на родительских собраниях, районных августовских совещаниях, зональных семинарах учителей, руководителей школ. 7. Наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей морально-психологическим климатом в школе, жизнедеятельностью учебного заведения. 8. Продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы. Ценным в опыте школы являются целесообразно продуманные, дающие педагогический эффект формы совместных с родителями мероприятий и дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения: встречи за "круглым столом", выпуск семейных газет, семейное шефство над ветеранами труда и участниками войны, совместные праздничные вечера, отчеты детей перед родителями. Воспитательная работа соответствует понятию "творческой". Преобладает жизнетворчество и позитивное настроение. В школе представлен широкий спектр творческих дел. В школе действует ученическое самоуправление, обеспечивающее развитие социально активной личности. Самоуправление приучает учеников к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу (осознанию себя в деятельности), контролю, самоконтролю и самокоррекции, тем самым формируя основы личностного роста. Педагогами осознана полезность работы по формированию самостоятельности и сплоченности коллектива. Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций, к которым можно отнести праздники День знаний (1 сентября), Новый год (празднуется вместе с родителями учеников), День родной школы, 8 Марта, День последнего звонка, выпускной вечер. Традиционными стали День самоуправления, Вахта памяти, конкурсы "А ну-ка, парни!", Школьный турслёт, смотр художественной самодеятельности. Специфику воспитания и обучения в школе отражают любимые детьми День птиц, предметные недели, утренники и вечера по краеведению и экологии. Проблему летнего трудоустройства и отдыха подростков школа решает через районный Центр занятости. Коллектив учителей и учащихся находятся в постоянном поиске, не останавливаются на достигнутом. К факторам, оказывающим положительное влияние на осуществление школьной политики, можно отнести укомплектованность квалифицированными кадрами. В школе на конец учебного года работало 14 педагогических работников. В начальной школе - 2 педагога. В основной школе - 9 педагогов. В средней школе -10 педагогов. 1-вожатая.За прошедший учебный год аттестованы 6 учителей и один руководитель. Всего по школе на конец учебного года аттестованных педагогов - 13 (92%), на высшую категорию 1(7%), на 1 категорию 7 (50%), на вторую категорию 5 (35%). Курсовую переподготовку за прошедший год проходили 4 педагога. Высшее педагогическое образование у 12 преподавателей (86%), среднее педагогическое у 2 (14%), неоконченное высшее у 1(7%). Заочно повышали образовательный уровень 5 (35%).По педагогическому стажу коллектив представлен следующим образом: до 5 лет- 2(14%), от 5до 15 лет-2(14%), от 15 до 25 лет- 5(35%), свыше 25 лет- 5(35%).По возрасту: до 30 лет- 2(14%), от 30-45 лет- 7(49%), свыше 45лет-5(40%). 13 Образовательный процесс является гибкой структурой, быстро реагирует на социальные заказы общества, семьи, потребности учащихся. ?Глубина аналитической деятельности достигается использованием диагностических методов и системой педагогического мониторинга. В школе четко определена оптимальная совокупность фиксируемых показателей, объективно отражающих состояние образовательного процесса: уровень образованности и воспитанности учащихся, уровень социально-психологического развития классного коллектива; уровень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе; уровень удовлетворенности родителей деятельностью школы; уровень удовлетворенности классных руководителей жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем. Под постоянным вниманием администрации находится работа по профилактике правонарушений: а) раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы "риска"; б) вовлечение учащихся, особенно "трудных", в деятельность школьных кружков, секций и объединений; в) ведение дневника наблюдений за поведением "трудных" подростков; г) посещение семей, тесная связь с родителями; д) организация встреч учащихся с врачами-специалистами, с представителями правоохранительных органов; е) сократилось количество правонарушений среди учащихся, уменьшилось число ребят, состоящих как на учете в школе, так и в ППН. Достигнутая устойчивость функционирования школы и разнообразие результативности его деятельности не снимает ряд трудностей, проблем, преодоление которых дает импульс развитию. Анализ состояния учебно-воспитательной работы позволяет сформулировать факторы, негативно влияющие на организацию образовательного процесса в сельской школе. Внешние объективные факторы, негативно влияющие на образовательный процесс школы: - сложные общественно-политические, социально-экономические, духовно-нравственные процессы, происходящие в обществе, ставят перед школой новые проблемы организации эффективной образовательной работы; - в обществе пока продолжает ухудшаться социально-экономическая ситуация, дети, подростки, молодежь недостаточно защищены государством, обществом и семьёй, они теряются в нашем обществе и приобретают негативные качества. К числу внутренних объективных факторов осуществления воспитания и обучения детей относятся: - экономические трудности развития сельского хозяйства, невозможность оказания существенной помощи школе со стороны предприятий, организаций села, родителей, спонсоров и т.п.; - снижение жизненного уровня сельского населения, повышение роли личного хозяйства в обеспечении материального благополучия сельской семьи, в том числе учительской; - перспектива снижения контингента школы, связанная с уменьшением рождаемости и оттоком сельского населения в близлежащие города; - расширение масштабов появления новых групп жителей сельской местности (фермеров, кустарей, работников предприятий, расположенных в городе, переселенцев, лиц без постоянного места работы и проживания), что создает новые проблемы для педагогических работников. В число субъективных факторов, обусловливающих специфику работы нашей школы, входят: - в малочисленном коллективе учащиеся испытывают огромный дефицит общения; - неподготовленность выпускников педагогических учебных заведений к организации учебно-воспитательного процесса в классах с малой наполняемостью. Педагоги сельской школы все в большей степени испытывают дефицит профессионального и личностного общения, ограниченность в повышении квалификации, в получении новой педагогической информации, литературы и т.д.; - неполнота педагогических кадров: отсутствие психолога, валеолога и др.; - недостаточное участие в образовательной работе общественности села; Причины, вызывающие данные проблемы: - недостаточность средств на поддержание и развитие учебно-воспитательного процесса; - низкая оплата труда работников образования; - причины, связанные с особенностями жизни на селе и психологии сельского ребенка. 3.2. Концептуальные основания Программы В условиях глубокого экономического кризиса села школам невольно приходится проявлять инициативу в организации своих образовательно-воспитательных воздействий с учётом возможностей среды. Сама логика жизни привела педагогов к необходимости опоры на системный подход в области обучения и воспитания с учётом собственного опыта, возможностей и условий среды. Предполагаемая концепция развития МОУ «СОШ п. Садовый» является результатом теоретической подготовки и практической деятельности коллектива учителей и имеет своей целью обозначить основные ценности, цели, направления образовательной деятельности в школе, принципы педагогического взаимодействия, структуру и порядок управления системой, систематизировать работу. Образовательная система сельской школы, на наш взгляд, - это система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды села и района. Образовательная система школы - система открытая. Школа находится в посёлке с достаточно развитой социально-культурной сферой. В связи с этим ведущей идеей Программы мы считаем идею осуществления социального партнерства. В педагогику термин "социальное партнерство" пришел из сферы трудовых отношений. В различных науках ведется поиск подходов к пониманию предметной и категориальной основы социального партнерства. Социальное партнерство, являясь новой "парадигмой" открытого общества, появившись в крупных городах, начинает проникать и в сельскую муниципальную систему образования. Развитие общественно-ориентированного образования в нашей стране и за рубежом актуализировало проблематику социального партнерства. Общественно-ориентированное образование - это уникальный подход к развитию сообщества и человеческих ресурсов. Он фокусируется на обучении служению интересам всего сообщества. Требует сотрудничества многих учреждений и многих людей. А также некоторых изменений. Прежде всего, в человеческих взаимоотношениях. Установление определенных целей и их характеристик, чтобы определить развитие этой системы образования в школе или сообществе. Фундаментом понятия социальное партнерство выступает социальное взаимодействие. Согласно Виноградовой Н.Л. "социальное взаимодействие - это способ социального бытия, который базируется на идеологическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии единых действий отдельных личностей, социальных групп и общностей". Подготовка социально-компетентных жителей села, способных оздоровить сельский социум, требует от педагогов и руководителей разных уровней поиска социальных партнеров в решении данного вопроса. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работни­ками (представителями работников), работодателями (представителями ра­ботодателей), органами государственной власти, органами местного само­управления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отноше­ний и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления яв­ляются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они высту­пают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнер­ства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодате­ли в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных дого­воров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования тру­довых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном раз­решении трудовых споров. Любопытно, что если посмотреть на школу, то в ней принцип - "работодатель - работник" не работает. Кто платит, тот не обязательно заказывает музыку. Оплачивающая структура, конечно, аккумулирует средства налогоплательщиков, разбивает их на финансовые потоки, которые направляет на содержание оркестра, зарплату музыкантов и пр. Но заказывают музыку непосредственно сами налогоплательщики. Если государством поставлена задача построения гражданского общества, то школе, чтобы выполнить государственную задачу, становится необходимым расширять число своих партнеров, делиться с ними собственными полномочиями. Что может быть общим предметом взаимодействия сельской школы и социума? В какое поле общественных инициатив сельская школа сможет сделать существенный вклад? Один из вариантов ответа на этот вопрос - благополучие жителей села. Село здесь может пониматься весьма широко - не только географически, но и в культурном смысле. Но если это так, если школа становится одним из многих субъектов, обеспечивающих общественное благополучие, то тогда встает вопрос о технологии продуктивного взаимодействия разных инициативных групп. Стандартная логика - поставил цель, определил средства, описал результаты - становится недостаточной. На практике образуется уже не цепочка, а сеть понятий. Не случайно, что в некоторых технологиях социального проектирования используется методика state holders (держатели акций или заинтересованные лица), позволяющая выявлять всех заинтересованных и участвующих лиц в каком-либо социальном проекте. Без ее проведения проекты не реализуют. Получается, что специфичным для социального партнерства становится создание многообразия общественных инициатив, оформление их общего поля смыслов, стремление создать почву для случайных, но позитивных эффектов взаимодействия общественных групп. Инициаторы социального взаимодействия начинают видеть своих партнеров: кооперироваться со структурами власти, институтами образования и культуры; нанимать консультантов; оценивать имеющиеся и искать новые средства. Затем должны возникнуть объединения типа советов, где можно спорить, конфликтовать, в общем, делать все то, что может привести к появлению договоренностей. После чего возникают структуры, где начинают проявляться собственно потенциальные позиции участников социального партнерства. Намечаются первые действия. И уж затем можно говорить о появлении проектной деятельности. В основе становления практик социального партнерства лежит простая психологическая реалия - ощущение несамодостаточности. В ситуации полной уверенности в своих действиях социального партнерства быть не может. Реальное социальное партнерство появляется там, где находится место третьему сектору. Даже если оно не находится, его можно и нужно инициировать. По-видимому, только в ситуации полной открытости у местного сообщества появится реальная заинтересованность в привлечении дополнительных внебюджетных средств в школу. Интересна идея президента РФ Д.А. Медведева стимулирования привлечения в систему образования внебюджетных средств. Отталкиваясь от идей социального партнерства, это можно сделать, разработав механизмы согласования стоимости образовательной программы школы между учредителем и попечителями. Общественность должна осознавать, какой заказ она имеет к образовательному учреждению, сколько на это потребуется средств, сколько средств могут предоставить государственные и муниципальные органы власти, какие средства родители и заинтересованные лица должны найти самостоятельно. Вместе с тем становление третьего сектора начинает происходить и непосредственно в каждой школе. В первую очередь это касается практики деятельности попечительских советов. Попечители уже сейчас начали рассматривать проекты, реализуемые в школах, выступать в качестве их участников и разработчиков, находить средства для их реализации. Мы считаем, что самая большая трудность в процессе взаимодействия школы с общественными структурами связана с выявлением ясных, значимых интересов и целей взаимодействия. Ведь все это затем должно быть записано в легитимном документе - образовательном договоре. А это значит, что участники социального партнерства должны найти общий понятный всем язык, на котором можно было бы строить совместные проекты. Сегодня важно найти ближайшее поле развития социального партнерства, то, в котором образование может принять самое непосредственное участие. В качестве рабочей гипотезы может быть предложена идея не социального благополучия, а движения в сторону социального согласия, что более реально. Ведь сейчас, пожалуй, только образование может инициировать процесс договоренностей в обществе. Причем начинать придется с самых, казалось бы, локальных вещей, связанных с развитием территорий, местного сообщества вокруг школы. У школы для этого есть замечательная особенность - кроме как в школе, гражданам сегодня встретиться негде. В ней люди встречаются как минимум один раз - когда учатся сами. Именно поэтому школа может взять на себя решение задачи достижения общественного согласия. Вместе с тем социальному партнерству надо учиться. Это особая образовательная область. В ней сейчас нет учителя и ученика, как в традиционной дидактике. Учатся и педагоги, и ученики, и все общество. Учатся договариваться, совместно становиться гражданским обществом. Таким образом, предприятия получат возможность непосредственно поддерживать инновационные образовательные программы школ, а попечители более заинтересованно их обсуждать со школьной администрацией, родителями и учениками. Все это ориентирует нашу школу стать учреждением, компенсирующим недостаток культурно-образовательной сферы села. Среда выступает и как компонент самой системы. Взаимодействуя с институтами семьи, ООО «Партнёр», Администрацией С/С, СДК, библиотекой, ЦДТ, детским садом и другими, школа включается в преобразование среды (охрана природы, помощь престарелым и др.), органически включается в национально-региональный уклад жизни. Следующие приоритетные идеи деятельности Садовой средней школы:
1. Признание сущностного права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора. Ориентация на приоритет свободного выбора предоставляет ребенку и педагогу возможность выбора индивидуального маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата для удовлетворения своих интересов, потребностей, реализации собственного жизненного предназначения, осуществления своих целей, развития способностей, творческой самореализации.
2. Признание индивидуальности каждого человека. Общепризнанно и не требует доказательств неповторимое, уникальное своеобразие личности каждого человека. Индивидуальность человека основывается на природных факторах, наследственных задатках и одновременно развертывается и пополняется в процессе социализации, саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. Если индивидуальность закрепляется и устойчиво проявляется в деятельности человека, его образе жизни, то можно говорить об индивидуальном стиле деятельности, мастере как личностном образовании, стиле жизни.
3. Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивно разделенной деятельности. Прежде всего, - это отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе поисково-разработческой, деятельностной, живой коммуникации, где дети вместе со взрослыми становятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов.
4. Сохранение и развитие гражданских и патриотических ценностей. Сформировавшийся на территории Оренбуржья инновационно-творческий опыт воспитательной деятельности конкретных образовательных учреждений показывает, что сегодня имеет место факт возникновения новых социо-культурных отношений, базирующихся на изучении правовой и государственной систем, истории, символики России, появлении новых форм гражданского и патриотического воспитания, росте социальной компетентности учащихся, формировании демократических отношений в ученических коллективах, активизации органов самоуправления, распространении метода социального проектирования и др. В связи с этим, необходимо дальнейшее совершенствование данного направления образовательно-воспитательной деятельности, поддержка авторских проектов педагогов, положительно зарекомендовавших себя перспективными результатами.
5 Сохранение здоровья обучающихся. Представляется вполне справедливым предположение о том, что на здоровье детей оказывает влияние не только избранная образовательным учреждением стратегия образования, но и реализуемые образовательные технологии. В этой связи, заслуживают серьезного внимания попытки выявления и ранней профилактики отклонений в здоровье обучающихся, стремление педагогов в содружестве с учеными выработать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер профилактического и реабилитационного характера. При осуществлении такого рода опытно-поисковой и экспериментальной работы создаются, на наш взгляд, теоретические и практические предпосылки для своевременного учета педагогами возникающих изменений в психоэмоциональном самочувствии ребенка, состоянии его здоровья в целом. Данную исследовательско-педагогическую задачу следует ставить и последовательно решать с самых первых дней обучения ребенка в школе. 6 Результатом образования детей определяется процесс положительных изменений в развитии личности, имеющей формы актуальных и потенциальных новообразований. Выпускник школы - развивающаяся культурная личность, усвоившая определённые ЗУН на уровне государственных стандартов образования, готовая к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни в окружающем её социуме. Выпускник - личность, реализовавшая свой целевой выбор в: - области деятельности или знания; - уровне освоения (образованность); - мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов); - ценностных ориентациях (глубина, иерархия устремлений, выраженная в поведении), через приобретение собственного опыта культурной деятельности. Следовательно, миссией Садовой средней школы является развитие способностей, формирование культуры личности через реализацию образовательных программ и организацию досуговых и массовых мероприятий, способствующих саморазвитию, самоопределению и интеграции в обществе, подготовке учащихся к полноценной жизни. Главная тенденция в деятельности школы - ориентир на развитие личности и удовлетворение образовательных потребностей различных категорий сельского населения. Он включает в образовательный процесс все субъекты сельского социума и является инициатором нелегкой работы по преобразованию деревни. Благодаря объединению с учреждениями медицины, культуры и спорта, опираясь на таких могучих воспитателей, как знание, труд и сельская природа, школа помогает сформироваться личности селянина, готового к этим преобразованиям. Анализ современных документов об образовании и воспитании, изучение опыта сельских школ и деятельности педагогов нашей школы, опрос учащихся позволили определить основные ценности и идеи, которые должны лежать в основе реализации модели выпускника: I группа ценностей - "общечеловеческие ценности" (Человек, как личность, Семья, Родина, Россия, Оренбуржье, Переволоцкий район и Татищево, Русский язык, Земля, Природа, Знания, Вера, Милосердие, Память). Центральное место в образовательной системе школы занимает формирование экологического сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас. Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи: - идея согласования ценностей поколений, приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности, - идея оптимально организованной деятельности школьников. II группа - ценности, отражающие культурно-историческую память. На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям мы положили идею сохранения и развития традиций, которые предполагает: а) организацию поисковой деятельности через школьный музей и культурные центры Оренбуржья, б) историческое и литературное краеведение, в) изучение и сохранение истории села, школы и ее традиций. III группа ценностей - личностные ценности. Все наши идеи не могут быть осуществлены, если не будут учтены потребности ребенка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания, Самообразования, Самовоспитания, ребенок становится способным самореализоваться, то есть найти и достичь истинные цели и смысл собственной жизни. Идея создания для каждого участника траектории индивидуального развития в образовательно-воспитательном процессе (педагога, ученика, родителя) "Я-концепции", а также идея творчества, как результата развития личности, и составляют III группу ценностей. Все воспитательное воздействие на ученика школы осуществляется посредством создания взаимодействующих и взаимопроникающих сред: развивающей, адаптивной, оздоровляющей и организующей. Среда, в нашем понимании, это комплекс элементов учебно-воспитательного процесса (классы, творческие объединения, органы самоуправления и др.), в котором взаимодействуют на основе сотрудничества и нормативно-правовых документов, принятых школой, педагоги и учащиеся по формированию адекватного отношения к явлениям реальной действительности. Каждая среда имеет свои цели и задачи, согласованные с целями воспитательной системы школы. .........................
 
(Продолжение в другой статье)
 
Категория: Администрация и методические объединения учителей | Добавил: aif (30.11.2010)
Просмотров: 425 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0